Как нас обманывает собственный мозг: 10 типичных ошибок

Современная жизнь требует от нас постоянных решений, иногда в условиях стресса. Мы редко анализируем свое поведение и не пытаемся понять — почему мы сделали тот или иной выбор? Не являются ли наши суждения предвзятыми? Предлагаем вам список из наиболее распространенных случаев искажения восприятия, влияющих на наше поведение.

Избирательное восприятие

Благодаря этой ошибке восприятия люди склонны игнорировать и забывать информацию, противоречащую их мнениям или ожиданиям. Например, вы курильщик и любитель футбола. Вы склонны проигнорировать рекламный ролик, осуждающий курение, но обязательно обратите внимание на анонс футбольного матча.

Все зависит от того, под каким углом посмотреть
Все зависит от того, под каким углом посмотреть

Все потому, что в вашем сознании существует положительные образы и курения, и футбола, и вам неинтересен ролик, говорящий плохо о хорошем. Эта ошибка хорошо иллюстрирует наше восприятие мира и то, как наше сознание фильтрует внешние сообщения.

Эффект привязки

В суждениях о каком-либо предмете мы часто полагаемся на первые полученные нами сведения, неважно, истинные или нет. При принятии решения первичная информация имеет определяющее значение. Например, вы заинтересованы в покупке автомобиля и спрашиваете продавца о цене.

Вы будете считать, что купили автомобиль с большой экономией, но это не так
Вы будете считать, что купили автомобиль с большой экономией, но это не так

Сперва он говорит вам, что машина стоит 30 000$, но, когда вы приходите в салон спустя неделю, он сообщает, что готов снизить цену до 20 000$. Помня о первоначальной цене, вы считаете, что покупаете машину с большой экономией, хотя та самая первоначальная цена была взята продавцом с потолка.

Вам кажется, что вы приняли выгодное решение
Вам кажется, что вы приняли выгодное решение

Еще один пример. Какова высота самого высокого дерева на земле – выше или ниже 400 метров? В этом случае вы также получили якорь, и ваше суждение будет обусловлено им. Ответы людей, не привязанные к якорю, будут совершенно иными.

Ошибка доступности

Люди переоценивают значимость информации, которой они обладают. Некоторые считают, что терроризм представляет наибольшую угрозу для общества, поскольку они постоянно видят репортажи о терактах по телевизору. Однако сами телевизоры частенько падают и уносят в 55 раз больше жизней, чем атаки террористов.

Люди верят информации из телевизора
Люди верят информации из телевизора

Гораздо более высоки шансы погибнуть от падающего кокоса, от рогов коровы или от рук полицейского, получающего зарплату за то, чтобы он охранял вас от террористов – вероятность больше в 130 раз. Люди составляют мнение, основываясь не на фактах и статистике, а на новостях и рассказах других людей. Чья-то смерть вследствие теракта гораздо страшнее и, как следствие, интереснее, чем от упавшего кокоса. Кокосы не приносят рейтинга телеканалам.

Эффект подражания

Мы верим чему-то потому, что верят все вокруг, и следуем за общим мнением, не рассуждая. Множество важных решений мы принимаем, стремясь быть частью большинства. Политики и рекламщики стараются убедить нас проголосовать за кандидата всего лишь на основании его якобы высокого рейтинга, или купить товар, рекомендованный мифическими «86% женщин».

Как нас обманывает реклама
Как нас обманывает реклама

Еще одна негативная сторона этой ошибки – «групповое мышление», когда решение принимается при молчаливой поддержке большинства, а хорошая идея, которую мог бы предложить кто-то из промолчавших, тонет.

Ошибка защиты выбора

Человек склонен до последнего защищать уже принятое решение только на том основании, что раз оно принято, оно верно. Допустим, вы купили компьютер с операционной системой известного производителя.

Мы считаем решение правильным потому, что оно принято
Мы считаем решение правильным потому, что оно принято

Вы игнорируете недостатки вашей операционной системы и заостряете ваше внимание на минусах операционной системы компании-конкурента, но не наоборот, поскольку это может указать на неверно принятое вами решение. Ваша собака прекрасна, потому что это ваша собака, а ее недостатки очевидны для всех, кроме вас.

Предвзятость подтверждения

Мы охотнее обращаем внимание на информацию, подтверждающую то, что мы и так уже знаем, или истолковываем поступающую информацию так, чтобы она не противоречила имеющейся. Допустим, ваш знакомый считает, что сладости вредны. Редакция узнайвсё.рф уточняет, что среди огромного поля информации по этому вопросу он будет сфокусирован на том, что подтвердит его мнение.

Некоторые считают, что сладости вредны
Некоторые считают, что сладости вредны

Он скорее кликнет на видео, иллюстрирующее вред употребления сахара, чем наберет в поисковике «положительные эффекты повышения уровня глюкозы в крови» или «почему съесть упаковку мороженого – это хорошо». Предвзятость подтверждения – один из самых опасных типов ошибок, искажающих научные исследования. При проведении экспериментов его нужно всячески избегать.

Ошибка страуса

Это осознанное или подсознательное решение игнорировать негативную информацию о чем-либо. Иногда мы склонны обращать внимания только на положительные аспекты какого-либо явления. Человек, столкнувшийся с проблемой, иногда склонен игнорировать ее, надеясь, что она решится сама собой.

Курильщик знает, что его привычка вредна
Курильщик знает, что его привычка вредна

Курильщик знает, что его привычка вредна, но большинство из них считает, что с ними ничего не случится либо что они успеют остановиться прежде чем произойдет что-то серьезное. Чтобы избежать негативной информации, мы просто перестаем ей интересоваться. Эта ошибка также серьезно искажает результаты научных экспериментов и может привести к плачевным последствиям.

Читай продолжение на следующей странице

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

Как нас обманывает собственный мозг: 10 типичных ошибок