Как снимали эротику в советское время: 13 ярких эпизодов

Идея о том, что в СССР секса нет – не более чем распространенный миф, который родился в поздние перестроечные времена. На самом деле кинорежиссеры постоянно воевали с цензурным ведомством в попытках протащить на большой экран хоть немного обнаженного тела.

Эротика в советском кино на самом деле была
Эротика в советском кино на самом деле была

Аргумент о том, что ничто человеческое советскому гражданину не чуждо, на худсоветы не действовал. Поэтому кинодеятелям приходилось идти на всевозможные ухищрения, чтобы хоть намекнуть на эротику. Мы предлагаем прочитать, как снимали в советском кино эротические сцены.

Интердевочка, 1989

Фильм о буднях советской проститутки не мог обойтись без сексуальных сцен. Елена Яковлева, которая играла главную роль, раздеваться не согласилась. Пришлось искать обходные пути. Сцену, где услуги героини купил японец, снимали вообще без второго участника.

Елена Яковлева отказалась раздеваться догола в «Интердевочке»
Елена Яковлева отказалась раздеваться догола в «Интердевочке»

В кадре показывают только страдальческое лицо Елены Яковлевой. «Экшн» за кадром создавали несколько мужчин из съемочной группы: трясли тумбочку и кровать, а режиссер Петр Тодоровскийдергал Яковлеву за ноги.

Актрисы фильма «Интердевочка»
Актрисы фильма «Интердевочка»

Недостающую «обнаженку» привнесла в фильм партнерша Елены Яковлевой по съемочной площадке, Ирина Розанова. А Любовь Полищук в одном эпизоде прямо посреди улицы стоит раздетая до пояса.

Маленькая Вера, 1988

Разговор об эротике в советском кино невозможно представить себе без «Маленькой Веры» – перестроечного хита, в котором впервые в советской истории изумленный зритель увидел половой акт. Разумеется, «Эммануэль» к 1988 году посмотрел весь Союз, но на большом экране и в декорациях родной до тошноты советской глубинке – такое было впервые.

Наталья Негода и Андрей Соколов в фильме «Маленькая Вера»
Наталья Негода и Андрей Соколов в фильме «Маленькая Вера»

Наталья Негода и Андрей Соколов вспоминали, что съемка секса в общежитии стала одной из самых сложных за всю их карьеру. Режиссер Василий Пичул пустил в павильон всех желающих, и вокруг площадки собралось почти три десятка человек. Пока зеваки наблюдали, Пичул командовал актерами, объясняя, что и как им делать, как двигаться, как дышать и что говорить. В общем, эротичного в съемках этого эпизода не было ничего.

Наталья Негода в фильме «Завтра была война»
Наталья Негода в фильме «Завтра была война»

Роль в «Маленькой Вере» не была для Натальи Негоды первой, где ей пришлось раздеться. Фильм «Завтра была война» вышел годом раньше, Негода сыграла там роль выпускницы, которая в одной из сцен полуобнаженная вертится перед зеркалом.

Экипаж, 1980

Александра Яковлева попала в «Экипаж» Александра Митты почти случайно. Сначала на роль влюбленной стюардессы Тамары утвердили Елену Проклову, но она, будучи комсомолкой, не смогла бы сниматься в откровенной сцене. Тогда на роль утвердили «беспартийную» прогульщицу Александру Яковлеву.

Александра Яковлева была самой раскованной актрисой советского кино
Александра Яковлева была самой раскованной актрисой советского кино

Как это нередко случается, актер-мужчина оказался более стеснительным, чем девушка. Леонид Филатов только в одном кадре согласился раздеться до трусов, а в остальных дублях он лежал под одеялом в брюках. Актриса согласилась раздеться полностью. Когда это увидел один из осветителей, он рухнул с лесов.

Александра Яковлева и Леонид Филатов в фильме «Экипаж»
Александра Яковлева и Леонид Филатов в фильме «Экипаж»

Все самое неприличное камера снимала сквозь цветные огоньки и аквариум с рыбками. Но на худсовете начальство все равно потребовало порезать и без того недлинную сцену. А киномеханики, когда картина дошла до проката, вырезали кадры с «обнаженкой» и делали из них эротические фотографии.

Александра Яковлева раздевалась в фильме «Человек с бульвара Капуцинов»
Александра Яковлева раздевалась в фильме «Человек с бульвара Капуцинов»

Еще одну роль, где ей пришлось раздеваться догола, Александра Яковлева (в замужестве Аасмяэ) сыграла в комедийном вестерне «Человек с бульвара Капуцинов» с Андреем Мироновым. Секс-символ Дикого Запада мисс Диана принимала ванну в большой бочке – сцена совершенно необязательная, но очень украсившая фильм.

Подранки, 1977

Щемящий и трогательный фильм о повзрослевшем детдомовце, который возвращается в родной город, украшает единственная эротическая сцена. Главный герой вспоминает, как когда-то случайно подсмотрел за молодой учительницей, которая загорает на на крыше полуобнаженной.

В «Подранках» герой вспоминает об учительнице, загоравшей на крыше
В «Подранках» герой вспоминает об учительнице, загоравшей на крыше

12 стульев, 1976

В комедии «12 стульев» обнажаться актерам пришлось разве что для комического эффекта, но где юмор, там и непристойность. Актер Игорь Ясулович, обмазанный пеной, худой и замерзший, вызывал у рядового советского зрителя смех, а у воспитанного — сочувствие. Так или иначе, обойти вниманием эпизод, где на советском человеке из одежды одна мочалка, никак нельзя.

Игоря Ясуловича называли «пионером эротического кино в СССР»
Игоря Ясуловича называли «пионером эротического кино в СССР»

Ясулович рассказывал, что после этого фильма его стали дразнить «пионером советской эротики». Сам он намучался на съемках сцены: из-за жары пена, которой его обмазывали гримеры, быстро оседала, не помогал даже заграничный шампунь, из которого ее делали. К тому же мыло неприятно щипалось. Работать пришлось быстро, эпизод отсняли со второго дубля.

Афоня, 1975

Строго говоря, сцену энергичного танца слесаря Афони с меланхоличной грудастой дамой нельзя назвать эротической. Актриса Татьяна Распутина, которая играла эту роль, была девушкой худенькой. Чтобы увеличить грудь, в лифчик ей насыпали манной крупы, а на спине, чтобы конструкция держалась, стянули концы морским узлом. В результате бюсту третьестепенной героини можно давать приз за лучшую женскую роль.

«Афоня»: Это энергичный танец
«Афоня»: Это энергичный танец

В «Афоне» есть более откровенная сцена – та, где герой Леонида Куравлева с тоски соблазняет влюбленную в него школьницу. Георгий Данелия рассказывал, что в советском кино сексуальные отношения изображались как разговор героев в постели. Для съемок этой – и без того довольно пуританской сцены – Куравлев наотрез отказался раздеваться до трусов. Он очень стеснялся Евгении Симоновой, и в результате под одеяло забрался прямо в брюках.

Куравлев отказался снимать брюки в постельной сцене
Куравлев отказался снимать брюки в постельной сцене

Романс о влюбленных, 1974

Сцена, в которой юная Елена Коренева бегает по пляжу в мокрой насквозь рубашке, снята в романтическом духе – под музыку и стихи. Это не столько о чувственности, сколько о молодости и чистоте, однако у советских зрителей захватывало дух, когда они наблюдали, как на три секунды экранного времени главная героиня снимает рубашку.

Юная Елена Коренева в фильме «Романс о влюбленных»
Юная Елена Коренева в фильме «Романс о влюбленных»

Режиссер Андрей Кончаловский сделал этот эпизод самым ярким в фильме даже с точки зрения цветопередачи – будничная жизнь героев снята на черно-белую пленку или просто в тусклых цветах, а лучший день в их жизни наполнен светом.

А зори здесь тихие, 1972

Актрис, которые играли в фильме «А зори здесь тихие…» девушек-зенитчиц, пришлось долго уговаривать на съемки сцены в бане. Актрисы требовали дублерш, напустить в павильон пар, чтобы спрятать обнаженные тела, наотрез отказывались раздеваться при съемочной группе. Режиссеру Станиславу Ростоцкому пришлось потратить на уговоры несколько часов. Подействовал только один аргумент: Ростоцкий объяснил, что хочет показать тела, в которые собираются стрелять фашисты, женские, совсем юные.

На сцену в бане в фильме «А зори здесь тихие...» актрис уговаривали часами
На сцену в бане в фильме «А зори здесь тихие…» актрис уговаривали часами

Для съемки сцены в бане пришлось подобрать бригаду женщин: осветительниц и операторш. На монтаже из эпизода цензоры выбросили «аполитичную» реплику о том, что Женя Комелькова может себе позволить ходить без лифчика, а все остальное Ростоцкому удалось отстоять.

Ольга Остроумова в фильме «А зори здесь тихие...»
Ольга Остроумова в фильме «А зори здесь тихие…»

в ремейке фильма 2015 года сцена в бане тоже есть, только вместо Ольги Остроумовой в центре сцены актрисы Женя Малахова и Кристина Асмус.

Бриллиантовая рука, 1969

В комедийном детективе Леонида Гайдая есть все признаки «красивой жизни» контрабандистов, в том числе ухоженная блондинка-сообщница. Светлана Светличная не вполне представляла, что ей придется делать на площадке.

Стриптиз Светланы Светличной в «Бриллиантовой руке»
Стриптиз Светланы Светличной в «Бриллиантовой руке»

Для 1969 года появление в кадре с обнаженной спиной было неслыханной вольностью, а уж танец, который предстояло исполнить актрисе, был практически порнографией. Светличная стеснялась и отказывалась, просила удалить из павильона всех – вплоть до режиссера. Юрий Никулин сумел договориться с Гайдаем и сцену в гостинице со Светланой Светличной репетировал вдвоем. Когда пришло время снимать эпизод, Никулин сказал «Смотри только на меня!», и актриса смогла отработать сцену идеально.

Служили два товарища, 1968

В фильме про гражданскую войну и мужскую дружбу с Олегом Янковским и Роланом Быковым не обошлось без комического эпизода с легким налетом вуайеризма.

Солдаты подсматривали за девушками в прицел
Солдаты подсматривали за девушками в прицел

В самом начале картины военные подсматривают в прицелы пушек за купающимися крестьянскими девушками. Купальные костюмы в те годы были роскошью, так что близкие к природе крестьянки купались в чем мать родила.

Три секунды обнаженного тела в фильме «Служили два товарища»
Три секунды обнаженного тела в фильме «Служили два товарища»

Андрей Рублев, 1966

Андрей Тарковский вставил в свой фильм сцену празднования Купальской ночи, в которой юноши и девушки обнаженными прыгают через костры, купаются в реке и вообще отмечают языческий праздник плодородия.

Сцена, в которой молодежь гуляет на Ивана Купала
Сцена, в которой молодежь гуляет на Ивана Купала

Человек-амфибия, 1961

Вполне невинная сцена с участием двух главных актеров фильма – Анастасией Вертинской и Владимиром Кореневым — советскими зрителями воспринималась как весьма откровенная. По сюжету прекрасная Гуттиэре тонет, а Ихтиандр ее спасает. Эпизод снят крупным планом и занимает не меньше минуты. Всю эту минуту в кадре видно насквозь мокрую майку актрисы, через которую просвечивают соски.

В «Человеке-амфибии» зрители рассматривали Вертинскую в мокром купальнике
В «Человеке-амфибии» зрители рассматривали Вертинскую в мокром купальнике

Сцену спасения Гуттиэре снимали без дублеров, в кадре был и Коренев, и Анастасия Вертинская. Промокшая майка, сквозь которую просвечивала грудь 17-летней актрисы, была не самым большим неудобством на съемках эпизода. На каждый дубль уходило примерно по минуте, потом воздух в легких заканчивался. Периодически к Вертинской подплывал водолаз и давал ей кислород. На съемках ходила фраза «Вертинская кончается», означавшая, что актрисе надо дать подышать.

Земля, 1930

Один из первых советских фильмов с «обнаженкой» снял Александр Довженко. В сцене, где молодая вдова убивается по погибшему мужу Василью, делает она это совершенно обнаженная. В СССР картину разгромили за натурализм и сняли с проката через несколько дней после премьеры. Зато на западных кинофестивалях фильм имел шумный успех (не только из-за обнаженной натуры, конечно).

Секс в СССР все-таки был, только показывать в кино его было нельзя. Лучшие советские режиссеры пытались доказывали цензорам, что не соцреализмом единым жив человек, и пробовали новые жанры и формы. Фильм «Экипаж» – не просто первая картина с настолько откровенной сексуальной сценой, но и первый советский фильм-катастрофа.

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

Как снимали эротику в советское время: 13 ярких эпизодов